Больше внимания мнению пациентов
17 сентября 2023 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и все страны в очередной раз отмечают Всемирный день безопасности пациентов.
«Не навреди» — один из главных принципов медицины. Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.
Сегодня здравоохранение имеет возможность применения кардинально новых технологий и удается достичь успехов в лечении многих заболеваний. Вместе с тем, каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень опасности (или риска). Медицина является деятельностью повышенного риска. И не все риски, и не всегда могут быть сведены к нулевому уровню.
По данным ВОЗ риск неблагоприятного исхода лечения для пациента в результате предотвратимого несчастного случая в медицинской практике составляет 1 к 300. Вред причиняется по меньшей 10% пациентов при оказании стационарной помощи, почти 50% нежелательных событий можно предотвратить. Вред причиняется 4 из 10 пациентов при оказании амбулаторной помощи, в 80% случаев нежелательные последствия можно предотвратить. Для сравнения риск гибели в авиакатастрофе составляет 1 к 3 000 000 перелетам.
Учитывая большую важность данного вопроса, решением 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2019 г. был учрежден Всемирный день безопасности пациентов, который ежегодно отмечается 17 сентября.
Тема Всемирного дня безопасности пациентов в 2023 г. - «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи», а лозунг - «Больше внимания мнению пациентов!»
Основной задачей Всемирного дня безопасности пациентов в этом году является расширение возможности пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения.
Имеются данные о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты лечебно-диагностического процесса. Активно участвуя в принятии решений медицинскими специалистами, пациент может не только помочь обеспечению собственной безопасности в процессе оказания помощи, но и содействовать более безопасной работе всей системы здравоохранения
Как Вы можете повысить безопасность оказания медицинской помощи?
Пациенты и члены их семьи должны стать частью команды при оказании медицинской помощи и играть важную роль в принятии решений, связанных с их здоровьем, быть активно вовлеченными в сохранение и поддержание собственного здоровья.
- Задавайте вопросы врачу, если у Вас есть любые вопросы о вашем заболевании или состоянии. Безопасная медицинская помощь начинается с правильного, качественного, открытого общения.
- Не стесняйтесь искать второе мнение! Большинство врачей поймут, что вам нужно больше информации, прежде чем принимать важные решения о вашем здоровье. Но обсудите это второе мнение со своим лечащим врачом.
- Возможно! Поиск информации о вариантах лечения из других источников, но необходимо обсуждение со своим лечащим врачом, с учетом вашего состояния. Обсуждение поможет Вам принять осознанное решение, которое подходит именно Вам.
- Предоставляйте медицинским работникам полную и точную информацию о вашем здоровье, информируйте о любых изменениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи.
- Своевременно обращайтесь за медицинской помощью. Профилактика заболеваний – основа Вашего здоровья и благополучия.
Лучший способ снизить риски при оказании медицинской помощи – быть активными при взаимодействии с медицинским персоналом. Участие и партнерство – залог безопасности медицинской помощи.
Заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Ивацевичская ЦРБ» А. А. Мошко