Russian Belarusian English
rtmoivc@brest.by Регистратура 8(01645) 9-53-53 Приемная 8(01645) 9-10-26 Горячая линия 8(01645) 9-10-26 0800-1300 1400-1700

Насилие над несовершеннолетними

В период с 3 по 7 апреля 2023 года в Беларуси проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!», направленная на принятие мер профилактического воздействия к лицам, совершающим домашнее насилие.

Акция «Дом без насилия» проводится ежегодно в соответствии с Национальным планом по обеспечению гендерного равенства Республики Беларусь на 2021-2025 годы.

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу.

Но, не стоит забывать, что при общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Что же такое насилие в семье? Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи (будь то взрослый или ребенок), нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.  

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие –  нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.  Примерами также могут быть:

– открытое неприятие и постоянная критика человека, вербальные угрозы в его адрес;

– оскорбления и унижение достоинства;

– преднамеренная физическая или социальная изоляция;

– предъявление к человеку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

– ложь и невыполнение обещаний;

– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у человека психическую травму и др.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами. Сюда же относит и пренебрежение нуждами ребенка: отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Примерами пренебрежения нуждами являются:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

Проще всего совершить любой вид насилия над ребенком, поскольку он (особенно будучи маленьким) не может в полной мере оказать сопротивление взрослому человеку.

Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои;
  • его здоровью причинили вред;
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу;
  • на него кричали;
  • его запугивали: а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать: а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Как же определить, что над ребенком совершено насилие?

Первое, что может сразу навести на подозрения – поведение и внешний вид ребенка. Ведь не всегда можно сразу отчетливо увидеть следы физического, экономического или другого вида насилия.

Что касается внешнего вида, то у ребенка, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Также должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как:

 а) повышенная сексуальность, раскрепощенность, вызывающее поведение (несвойственное возрасту);

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.

Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Что же делать, если Вы заподозрили насилие или жесткое обращение над ребенком?

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Если факт жестокого обращения подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и т.д.  В последующем необходимо обратиться за медицинской помощью (если в этом есть необходимость) и РОВД (ИДН) для проведения дальнейшей работы.

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

 Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
  • Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
  • В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

Напоминаем, что в Беларуси работает общенациональная бесплатная «горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия – 8-801-100-8-801. Звонки на «горячую линию» принимаются со стационарных телефонов ежедневно с 8.00 до 20.00. Во вторник и субботу с 8.00 до 14.00 на линии дежурит юрист. Главные принципы работы линии – анонимность и конфиденциальность обращений.

Если вы подозреваете насильственные действия в отношении ребенка (своего или чужого), обратитесь в органы опеки по месту жительства или в службы экстренной помощи для детей, подвергшихся физическому или сексуальному насилию:

8-801-100-16-11, 8-801-201-55-55 – общенациональная детская линия помощи.

Врач психиатр УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Богнат А.В.

Мы на карте

Регистратура 8(01645) 9-53-53

Приемная 8(01645) 9-10-26

Горячая линия 8(01645) 9-10-26

0800-1300
1400-1700

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.