Рак молочной железы: остановить на начальной стадии
В ряду онкологических заболеваний рак молочной железы женщины по-прежнему чаще других диагностируется в нашей стране и, соответственно, в Ивацевичском районе. Пик заболевания - 49 лет.
Как ни печально, но нередко этот вид онкологии выявляется на поздних стадиях, что позволяет болезни прогрессировать и побеждать.
В то же время «пойманный» на начальной или ранней стадии рак излечим на 80-90 процентов, поэтому онконастороженность и, соответственно, профилактическая диагностика — составляющие здоровья и долголетия женщины.
Рак боится... оптимизма
Найти раковую опухоль молочной железы помогла... мистика. На тот момент мне было 46 лет, и тогда, помню, почти каждую ночь снились уже умершие родители. Я и свечки ставила, и панихиду заказывала - все равно снились и снились. Понимала, это какой-то знак: и папа, и мама о чем-то предупреждали, и вскоре я нащупала в груди небольшое уплотнение. Вначале подумала, может, оно само собой разойдется, тем более, симптомы указывали, что есть проблемы с желудком. Проверили желудок - все в норме, а вот онколог насторожился и сразу же направил меня в Барановичский онкодиспансер.
Паниковала страшно, волновалась, не спала перед поездкой. В Барановичах мне сказали прямо в глаза: у вас рак молочной железы. Не поверите, но после этих слов как будто успокоилась, была уверенность: я выкарабкаюсь, у меня ребенок маленький, умирать нельзя!
Это непросто - не вешать нос, не сломаться. Но если ты борешься, то Бог дает силы. В одной палате со мной лежала бабушка из Яблонки, ей на тот момент было 76 лет – это на 30 лет больше, чем мне. Но как она печалилась по поводу опухоли! Женщина из Березовского района лежала только лицом к стене и постоянно плакала, муж и ее дети не знали, как и подступиться, чуть ли не на коленях стояли перед ней.
Я же всех поражала своим «легкомысленным» спокойным поведением.
А ведь мне в ходе операции удалили грудь - как может не шокировать такое! Но муж поддержал, сказал, что для него главное, чтобы я осталась жива, все остальное - переживем. Молодые девушки нередко отказываются, «не принимают» нож хирурга — и... умирают. А ведь рак не дает выбора! Мне же удалили грудь, но я осталась жива - и это главное!
Мой совет: молитесь Богу, ходите в церковь, ни при каких обстоятельствах не вешайте нос. Но, разумеется, и обследования проходите регулярно. Это тот случай, когда «адклад не ідзе на лад».
Марина Алексеевна К., г.п. Телеханы.
Спасет только нож хирурга
У меня папа и бабушка умерли от рака, поэтому я всегда очень внимательно следила за собой. И когда обнаружила уплотнение в груди, то сразу же побежала к онкологу; он дал направление в Барановичский онкодиспансер. Это было три года назад, мне тогда уже было 47 лет.
Сначала медики определили уплотнение как доброкачественное, на вид, мол, оно эластичное. Я успокоилась, но потом новости стали приходить более грустные - это все-таки злокачественное новообразование. Операция. Грудь сохранили, но, кроме опухоли, убрали пораженные лимфоузлы.
Потом химиотерапия и «лучи». Страшные дни. «Химию» переносила очень тяжело - рвоты... Провела, помню, ладонью по волосам - и в руках осталась прядь. Выпадали волосы. Остриглась налысо, использовала парик, платки, шарфики... Облучение тоже переносила трудно, сожгли участок кожи на груди. Не хочется и вспоминать те дни - это был сущий ад.
Сейчас под наблюдением онколога. Работаю. Главный мой совет: чуть обнаружили изменения в молочной железе - бегом к врачу! Народные средства - одна большая, глупость. Ничто не помогает! У моего мужа брат умер в 30 лет от рака - к каким только знахарям его не возили, что только не давали. Столько денег вывалили! Но и не теряйте веры. Особенно это касается мужчин, как я заметила, они очень унывают и «загоняются». Мой папа знал, что у него рак, лечился, верил в лучшее, жил активно. Но почитал историю болезни - и сразу слёг, больше не вставал, пока не умер. Такое ощущение, что его убила не болезнь, а полная информация о ней...
Лариса Сергеевна С., жительница г. Ивацевичи
Да знаете ли вы, что такое горе?
Мы с Инной любили друг друга, женились, ждали ребенка. Прекрасные перспективы рисовала нам жизнь! Но 6 лет назад все обвалил и уничтожил проклятый рак.
...На 4-м или 5-м месяце беременности Инна мне сказала, что обнаружила в груди какое-то уплотнение. Обратились в Ивацевичскую ЦРБ, нам ответили, что изменения, возможно, связаны с беременностью.
Но беспокоиться приходилось, тот узелок увеличился в размерах, мы поехали в Барановичский онкодиспансер, но и там во время приема сослались на «поправку на беременность». Мы не успокоились, примерно через три недели опять поехали в Барановичи, Инну дополнительно обследовали. Новость ошарашила - рак!
Роды прошли относительно легко, на свет появилась наша дочурка, но это была радость с горьких! привкусом беды. Мы вступили в борьбу с раком. Инне в Боровлянах удалили грудь, лимфоузлы - и показалось, что после этого ей стало легче. Слава Богу! Приобретали какие-то импортные лекарства, чтобы закрепить прогресс, но, увы, болезнь отступать не собиралась: вскоре метастазы обнаружили в яичниках, в печени, легком... «Химия», лучевая терапия. Еще одна операция. Инна ослабела, медика не решались на новые хирургические вмешательства, а рак продолжал расползаться. После одного из сеансов в Боровлянах я намеренно остался в лечебном корпусе, чтобы тет-а-тет поговорить с лечащим врачом, пока Инна ждала меня в машине. Врач был беспощаден: вашей жене осталось жить год.
Инне ничего не сказал, а сам и верил, и не верил. Это были черные дни нашей жизни. Рак спокойно и медленно убивал мою жену. Инна боролась как могла, старалась не хандрить, но все чаще случались истерики, слезы...
Инна медленно угасала. Не верила, боролась, старалась больше двигаться, но стали отказывать ноги, и она поняла - это конец. Ноги и руки ее в последние недели были просто ледяными, она страшно мерзла, хотя на улице было до 30 градусов тепла. Рано утром, когда только всходило солнышко, Инна покинула этот мир, забрав все - и мое спокойствие, и мое счастье.
Рак забрал мою любовь.
Врач, который сказал, что Инна проживет год, не сильно ошибся: она прожила год и один месяц после его жестокого вердикта.
...Посоветую: сомневаетесь - не останавливайтесь! Ведь Инна тот узелок в груди обнаружила, когда он еще был маленьким, но мы не пошли сразу и до конца, а врачи не сразу поставили единственно верный диагноз.
Игорь М, 37 лет, Ивацевичский район.
Рассказать о проблеме распространения рака молочной железы автор публикации обратился к вра- чу-онкологу Ивацевичской ЦРБ Павлу ЛИТВИНУ.
- Павел Георгиевич, чем больше погружаюсь в тему, тем больше вопросов. Многие СМИ облетела информация: Надежда Мелешко, популярная белорусская Instagram- блогерша, жена известного белорусского хоккеиста Мелешко, заболела раком молочной железы. В комментарии к этой ситуации известный белорусский маммолог Александр Поддубный сообщает, что «... у рака молочной железы может быть много вариантов клинического течения: от агрессивного до относительно доброкачественного». Злокачественная опухоль может быть относительно «доброй»?
- Онкология - большая неизвестность. Если бы врачи знали об этой болезни все, то ее уже не существовало бы. Но известно, что некоторые мутации в генах в самом деле бывают высокоагрессивными. Такая опухоль быстро растет. Болезнь в этом случае очень тяжело поддается лечению. И размер опухоли не всегда говорит о том, какой урон она может в итоге нанести организму: бывает, что и относительно крупная опухоль не успела оставить свой след, но, случается, что мелкая по размеру успела поразить лимфоузлы, ряд органов. Именно рак молочной железы нередко отличается высокоагрессивностью; быстро развивается, метастазирует в жизненно важные органы: - в легкие, в печень, в головной мозг, в костную ткань...
Также учитывайте, что УЗИ не дает 100-процентную информативность при определении рака молочной железы; золотой стандарт — маммография, которая позволяет получить полную картину происходящих изменений.
- Онконастороженность характерна для женщин нашего района?
- В целом, да. Не в пример мужчинам, женщины Ивацевиччины внимательны, осторожны, наблюдательны. Нечасто, но случается, что на прием приходит пациентка, которая сообщает, мол, лечиться не будет, лучше уж умереть такой, какая есть, «не порезанной». Переубеждаем, объясняем, что ее выбор - умереть - не правильный. Повторюсь: можно уйти из кабинета онколога - нельзя уйти от рака. Нужно понимать масштаб проблемы, тем более, больные раком молочной железы умирают мучительно. Боли невыносимые на последней стадии.
Правильно в подобной ситуации бороться, не опускать руки.
- Рак молочной железы сопровождается болью?
Как и многие другие виды онкологии, рак молочной железы на первых его стадиях, протекает чаще безболезненно! Скажу так: если у вас начались боли в области молочной железы, то это скорее всего не рак - может быть, мастопатия, к примеру. Если не болит и наблюдаются изменения - это очень опасно.
- Характер этих изменений может определить гинеколог или онколог?
- Определит специалист или медицинское оборудование, но первым диагностом должна стать непосредственно женщина. Никто лучше ее самой не знает состояние своей груди. И искать следует не только уплотнения, узелки; обращать важно внимание на любые внешние изменения - вдруг появилась асимметрия, втянутость или вдавленность кожи, деформация, небольшие припухлости, стал втянут сосок, наблюдаются выделения... Порой приходят на прием: вот у меня в подмышечной области увеличился лимфоузел или конгломерат лимфоузлов. Хорошо, если пришли сразу не откладывая.
- В ходе общения с женщинами, кто столкнулся с раком молочной железы, доводилось слышать мнение, что хирургическое вмешательство чрезмерно. То есть, опухоль размером с монету, а удаляют полностью грудь...
- Скажу больше: удаляют не только грудь, но мышцы подгрудные, межмышечные мягкие ткани - едва не до скелета вырезают, а также лимфоузлы - все, что условно может принять в себя метастазы. Не следует думать, что хирурги-онкологи упражняются на вас: их цель под жесткий ноль убрать все подозрительное и максимально обезопасить пациента; огромный опыт свидетельствует: только в таком случае можно «оторваться» от рака, спасти жизнь. О косметике в такие моменты никто не думает. Сеансы химиотерапии и лучевая терапия позволят закрепить успех и спасти больную.
Онкология - агрессивная болезнь, и с ней следует поступать радикально.
- Какой возраст самый опасный для развития рака молочной железы?
- Возраст 40+. Более молодые женщины редко сталкиваются с этим заболеванием. Немало пожилых в возрасте 70-80 лет. Казалось бы, уже женский организм давно перестроился, однако, и в таком возрасте рак «просыпается».
- Какие факторы риска?
- Различные заболевания молочной железы, травмы, генетическая предрасположенность. Я бы еще обратил внимание на позднюю беременность: этот фактор - провокатор рака молочной железы... Прогрессирование рака молочной железы не оставляет женщине выбора: только регулярное посещение гинеколога и онколога позволяет выявить заболевание на ранней стадии, когда шансы на излечение максимально высоки. Наказание за безразличие в данном вопросе может быть слишком жестоким.
Подготовил Александр ГОРБАЧ