Russian Belarusian English
rtmoivc@brest.by Регистратура 8(01645) 9-53-53 Приемная 8(01645) 9-10-26 Горячая линия 8(01645) 9-10-26 0800-1300 1400-1700

Чтобы избежать суицидальных попыток

Как построить эффективную работу по профилактике суицидального поведения среди подростков? Об этом и не только шла речь за «круглым столом» в УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

28 мая на базе УЗ «Ивацевичская ЦРБ» медиками проводился «круглый» стол с участием социальных педагогов и психологов школ Ивацевичского района, представителей Ивацевичского РОВД, Ивацевичского РОЧС, Ивацевичского ТЦСОН, Ивацевичского райЦГиЭ.

Проблемы обсуждались акту­альные: причины суицидального поведения подростков, выявление факторов риска, межведомственное взаимодействие по профилактике суицидов среди несовершеннолет­них, компьютерная зависимость, иные нехимические аддикции у де­тей и подростков и риск развития на их фоне психических расстройств, наркомания - причины, послед­ствия, ситуация в районе. Спектр озвученных тем был очень широк, и выступление каждого врача могло бы стать отдельной темой для об­суждения за «круглым столом». Тем не менее, все присутствующие в зале были не сторонними наблюда­телями, а заинтересованными участ­никами разговора.

Медицинские работники инте­ресовались, как строят на практике работу с подростками школьные психологи и социальные педагоги, объясняли на примерах, как дейс­твовать правильно в течение одного рабочего дня при выявлении фак­торов риска суицидального пове­дения, кого в первую очередь надо информировать при выявлении су­ицидального поведения несовер­шеннолетних, какую психологичес­кую, психотерапевтическую и пси­хиатрическую помощь и где могут получить подростки и их родители в такой ситуации, кто лечит психозы при компьютерной зависимости - психиатр или психотерапевт, какую работу проводить по профилак­тике иных зависимостей... А педаго­гов волновало, как выстроить более эффективное сотрудничество с ме­дицинской службой и как защитить ребенка, если родители не интере­суются жизнью детей или отказы­ваются от консультативной помощи психиатра.

Разговор был по существу, но для детального обсуж­дения затронутых проблем времени, даже на протяже­нии трех запланированных часов, не хватило. Не хватило, на мой взгляд, и участия в разговоре членов роди­тельских комитетов школ, просто родителей, которые бы могли по­делиться опытом своего подхода в профилактике зависимостей своих детей. К тому же, проблема пара­суицидов и суицидальных тенден­ций всегда кроется и в проблемах семьи, семейного окружения. Но то, что было стремление усовершен­ствовать межведомственное взаи­модействие по профилактике суи­цидов, химических и нехимических зависимостей, очень ценно. Медики предостерегали педагогов от мора­лизаторства, от того, чтобы ребенка «ставили на вид», чтобы не показы­вали его самоповреждений перед сверстниками. «Надо действовать деликатно, трезво, - предупреж­дала психиатр Ирина Круглей, - не просто, чтобы спихнуть проблему,
а с желанием помочь ее разрешить. Нельзя допустить, чтобы суицидаль­ная попытка была завершенной».

Алгоритм действий медиков и педагогов в таких случаях расписан четко. Помощь при согласии законных пред­ставителей ребенка оказывается не только школьными психологами, а и психологами, психотерапевтами и психиатрами в УЗ «Ивацевич­ская ЦРБ», а также у родителей есть выбор проконсультироваться ано­нимно на платной основе в област­ных и республиканских центрах. Проблема сложная на самом деле еще и потому, что в большинстве случаев родители не согласны, что проблемы могут расти из семьи, они считают, что лечит медицина, а воспитывает школа. А в таких слу­чаях нужна прежде всего семейная психотерапия.

- Появилось новое требование: в случаях выявления риска суици­дального поведения подростка ин­формировать родителей или за­конного его представителя о необ­ходимости ограничения доступа к информации глобальной компь­ютерной сети интернет, а также к установлению программного обес­печения с функцией родительского контроля, так как эти тенденции часто подогреваются сетью интер­нет, - информировала присутству­ющих психиатр Ирина Круглей.

Детский психиатр Ксения Образцова строила диалог с присутствующими, по­путно выясняя, как рабо- ают по профилактике суици­дов работники МЧС, РОВД, ТЦСОН, образования, чтобы последующее взаимодействие в этой теме было эффективным. Социальные педа­гоги и школьные психологи нужда­ются в таком взаимодействии и вза­имопомощи. Из 29 учебных заведе­ний в районе в пяти базовых шко­лах не предусмотрены по штатному расписанию психологи и социаль­ные педагоги и в двух школах педа­гогов этого звена нет уже несколько лет. Помощь психолога обеспечи­вают в них работники социально­педагогического центра.

Ксения Алексеевна информиро­вала об изменениях в законодатель­стве по этому вопросу, она отме­чала безразличие многих родителей к визитам к детскому психиатру и результатам этих посещений ребен­ком. Врач предложила сконцентри­ровать внимание на том, какая ме­дицинская помощь может быть ока­зана человеку, который находится в зоне риска по завершению суици­доопасных действий. Разговор шел о том, что все заинтересованные службы должны четко понимать, что суицидальные тенденции совер­шенно не обязательно сочетаются с психическим расстройством. Чаще это случается с психически здоро­выми детьми или на фоне психи­ческих расстройств, которые про­текают кратковременно. И задача психиатра установить диагноз, если таковой имеется, и назначить ме­дикаментозную терапию, в тяжелых случаях направить на лечение в ста­ционар. В профилактике психиатр играет самую малую роль.

Психотерапевт работает с группой пограничных пси­хических расстройств. Пси­холог работает с людьми, у которых нет диагноза, он работает с людьми психически здоровыми, но
консультирование в разные пери­оды жизни им нужно, особенно если период тяжелый и у человека воз­никают суицидальные намерения. Это важно, чтобы субъекты профи­лактики могли четко знать, кто и ка­кого рода помощь в таких случаях может оказать. Ведь, согласитесь, человеку обратиться к психиатру очень сложно в такой ситуации, он и так находится в жизненном кри­зисе. В результате он к нему или не пойдет, или усугубит индивидуаль­ный кризис. Поэтому предложение о помощи должно быть коррект­ным, и сами педагоги должны пом­нить, что психическое расстройство здесь не обязательно присутствует. В случаях парасуицидов, когда че­ловек остается жив, ошибка в том, что его начинают обвинять, что он не подумал об окружающих, что так себя вести нельзя, что есть другие способы. Обвинять нельзя. А как беседовать? Поэтому и прозвучало предложение от медиков эту тему обсудить в кругу педагогов более детально.

Далее, если обнаружили само­повреждение у ребенка, как дей­ствовать, если родители не дают со­гласия на посещение ребенком пси­хиатра и пишут: «Отказываюсь»? И здесь важно правильно выстро­ить работу и предоставить инфор­мацию о возможности получения платной помощи, которая оказыва­ется анонимно и никто в Ивацевич- ском районе не узнает, что кто-то получает психиатрическую помощь.

Что делать с подачей матери­ала о суицидальном риске, какие действия надо пред­принимать, кого звать, кого не звать, чтобы не допустить суи­цида - все эти нюансы обсужда­лись. Психолог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Мария Филютич рассказы­вала о том, как проводить психоло­гическую диагностику суицидаль­ного поведения подростков.

Статистика суицидов по стране: около 20 человек на 100 тысяч в год, но она страшна тем, что суи­циды уносят жизни людей молодого трудоспособного возраста.

Тема зависимостей шла в связке с темой суицидального поведения. И это не случайно. Часто у таких людей есть зависимость алкоголь­ная или наркотическая. Врачи ин­формировали, что родители могут самостоятельно обращаться к нар­кологу и подросток в этом случае имеет возможность анонимно на­блюдаться и получить помощь. «На данный момент анонимно наблю­дается 20 подростков», - говорила нарколог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Ксения Федосик. Но есть еще и не анонимная статистика, и цифры в ней в разы выше.

Выступление психотерапевта УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Павла Сороки на тему «Не­химические аддикции у де­тей и подростков как риск разви­тия психических расстройств» было сконцентрировано на самой распро­страненной зависимости - компью­терной. И эта тема волновала прак­тически каждого присутствующего в зале. Сегодня это, на мой взгляд, проблема номер один. И о ней мы обязательно поговорим в следу­ющий раз. А чтобы все у вас было хорошо, вкладывайте побольше времени в своих детей.

Валентина БОБРИК.

 

 

Мы на карте

Регистратура 8(01645) 9-53-53

Приемная 8(01645) 9-10-26

Горячая линия 8(01645) 9-10-26

0800-1300
1400-1700

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.